Уверенность

Продолжение. Первая часть статьи здесь.

Я заранее считаю, что механизм избегания областей, которым человек причинил вред, работает, так как для меня его практическая применимость уже доказана не единожды. (подробнее об этом – в первой части)

В связи с этим рассмотрим вот такой случай: допустим, человек однажды ударил ребенка. Неважно по какой причине он это сделал (это вообще тема отдельного большого исследования), но факт остается фактом – действие было совершено. Наш мистер, назовём его нейтральным именем Игнат, теперь будет чувствовать себя неправым каждый раз, когда ему придётся уступать ребёнку, ведь он может его ударить, как сделал это в первый раз. И когда-нибудь, на сотый или пятисотый, а может и полуторатысячный раз – Игнат снова ударит ребёнка, оправдав это чем угодно: “он меня не слушал”, “мы были в театре и надо было чтобы он заткнулся” и т.п.

Но это бред! Все мы, каждый из нас, прекрасно знает, что физическими усилиями и болью невозможно заставить кого-то захотеть что-либо или понять что-либо. А значит любые подобные действия не являются рациональными и способствующими выживанию. А значит Игнат – подсознательно понимая всё это, всё-таки уровень культуры у нас выше, чем уровень питекантропов – строит стену, отгораживающую его от детей: ведь чтобы оставаться правым, ему нужно бить детей и идти против своего подсознания!

И в конце концов, если Игнат не сможет остановиться и покаяться, взяв таким образом ответственность за свои проступки и внеся вклад возмещающий их, то он либо продолжит совершать действия против детей и скатится до маньяка, либо станет затворником, который не подпускает к себе детей в надежде оградить их от насилия со стороны самого себя.

Страшно представить себе, как много сторон нашей жизни подвергнуто нападкам со стороны нас самих! Девушка, страдающая от несчастной неразделённой любви, на самом деле должна поискать в своей жизни моменты, когда она сама смеялась над своими воздыхателями и признать, что она тогда была неправа. Юноша, который не может просто подойти к девушке и сказать ей, что он считает её прекраснейшей из всех и готов остаться с ней навсегда, должен просто вспомнить все моменты, когда он говорил плохо о женщинах “за глаза” и удостовериться в собственной неправоте. Муж, который подозревает жену в измене, но не может прямо спросить её об этом, должен просто признать, что сам имел роман на стороне.

Это так просто! Самое сложное во всем механизме: сделать себя неправым, ведь в этот момент ломаются социальные машины разума, тысячами лет охраняющие его от гибели. Разум должен быть всегда прав! – диктуют они нам. И это правильно – ведь чем больше человек прав, тем лучше ему жить. Однако, совершая проступки, которые к тому же не могут быть объянены с точки зрения разума и, судя по всему, контролируются фрейдовским бессознательным, мы зачастую приписываем их себе. Но это не так! Проступки совершаются бессознательным, а вовсе не разумом, который действительно всегда прав! Его единственная ошибка – придумывание оправданий, когда он не знает, почему разум так поступил.

И в тот момент, когда каждый поступок человек начинает совершать с точки зрения разумности, не поддаваясь влечению бессознательного, когда, поддаваясь на влечение, он сознательно останавливает себя, когда сдерживает желание оскорбить или ударить, когда месть в его поступках заменяется величием и может даже великодушием, тогда он может прямо и открыто сказать себе: “Я был неправ, когда говорил/делал это.” и только тогда он обретает уверенность в своих силах и желание жить.

blog comments powered by Disqus